№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 106853

1.

Покажите стрелками и подпишите на рисунке корень, стебель, лист, цветок.

2.

Какой орган растения привлекает насекомых для опыления, образуя сладкий нектар?

3.

В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, имеются у современных папоротников. Выпишите тот орган растения, который «выпадает» из общего ряда и характерен для растения, изображённого на рисунке. Объясните свой выбор.

 

Корень, стебель, лист, семя.

 

4.

Хлорофилл в клетках растения обеспечивает важный процесс — фотосинтез, в результате которого из неорганических веществ образуются органические вещества за счёт энергии солнца. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса

 

Дыхание, рост, развитие, воздушное питание, размножение.

 

5.

Рассмотрите изображения и выполните задания 1—5.

 

Опишите лист смородины, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное2) дуговидное3) пальчатое4) перисто-сетчатое

 

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Длина равна ширине или немного её превышает.
1) широкояйцевидный

2) округлый

3) обратно-широкояйцевидный

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

4) яйцевидный

5) овальный

6) обратно-яйцевидный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ
   

 

6.

Ученик рассмотрел на уроке гербарный экземпляр петрушки и выполнил следующий рисунок. Какой вид корня он обозначил на рисунке буквой А?

7.

Пятиклассники решили посадить деревья во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке деревьев.

 

СПИСОК ДЕРЕВЬЕВ

1) вяз мелколистный

2) белая акация

3) ель сибирская

4) ива белая

5) сосна кедровая

6) лиственница даурская

 

Какие из представленных деревьев листопадные? Укажите в ответе их порядковые номера.

8.

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

9.

Используя таблицу «Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений», ответьте на вопросы.

 

Содержание сахара и витаминов в подземных частях растений

Подземные части
растений

Содержание веществ, в %

Сахар

Крахмал

Витамин А

Морковь

15

1,4

0,018

Свёкла

20

1,7

0,010

Редис

1,9

1,6

0,004

Картофель

1,3

29,4

0,003

 

Подземные части какого растения содержат больше всего сахара?

В подземных частях какого растения содержится больше 10% крахмала?

В подземных частях каких растений содержится меньше 0,01% витамина А?

10.

Ниже приведены фотографии животных. Подпишите под каждой фотографией название среды обитания, соответствующей каждому из изображённых животных.

 



A Б В Г

11.

Прочитайте утверждения о живой природе и деятельности человека. Составьте графические записи этих утверждений. Выбирайте нужные символы из списка и группируйте их в правильной последовательности. В ответе запишите последовательность соответствующих утверждению цифр.

 

Природа даёт человеку пищу, одежду, жильё.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

12.

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для их способа передвижения. (2)В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. (3)Грудная мускулатура развита и составляет иногда до 30% массы тела, что в несколько раз превышает мускулатуру самых мощных летающих птиц. (4)Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки — находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. (5)Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги. (6)Второе явное отличие пингвинов от других птиц — плотность костей; у пингвинов они похожи на кости млекопитающих (дельфинов и тюленей) и не содержат внутренних полостей.

 

В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что пингвины — водоплавающие птицы? Запишите номера выбранных предложений.

13.

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.

Сделайте описание белой кувшинки по следующему плану.

А) В сравнении с водорослями: наличие/отсутствие органов растения

Б) Кувшинка относится к группе высших или низших растений?

В) Местообитание растения

14.

Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.

 

Песец, луг, лес, обыкновенный перепел, кедровая сосна, клевер.

 

Природная зона

Растение

Природные условия

Устойчивый снежный покров,

глубокое промерзание почвы,

холодные продолжительные зимы

Животное

15.

Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

16.

На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?