О работе

Рас­пи­са­ние ВПР−2025

Период проведенияКлассУчебный предметПримечание
С 11  апреля по 16  мая 4 Русский язык
Математика
Один из предметов: окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык
5Русский язык При проведении на бумажном носителе
Математика
Один из предметов: история, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология
6Русский язык
Математика
Один из предметов: история, обществознание, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология
7Русский язык
Математика базовая или математика с углубленным изучением предмета
Один из предметов: история, обществознание, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология, физика базовая или физика с углубленным изучением предмета, информатика
8Русский язык
Математика базовая или математика с углубленным изучением предмета
Один из предметов: история, обществознание, литература, иностранный язык
Один из предметов: география, биология, химия, физика базовая или физика с углубленным изучением предмета, информатика
10Русский язык
Математика
Два из предметов: история, обществознание, география, физика, химия, литература, иностранный язык
С 11 апреля по 24 апреля, 25 апреля  — резервный день 5История При проведении с использованием компьютера
Биология
6Один из предметов: история, обществознание
Один из предметов: география, биология
7Один из предметов: история, обществознание
Один из предметов: география, биология
8Один из предметов: история, обществознание
Один из предметов: география, биология

Приказ Рособрнадзора


НА­ЗНА­ЧЕ­НИЕ ВСЕ­РОС­СИЙ­СКОЙ ПРО­ВЕ­РОЧ­НОЙ РА­БО­ТЫ

Назначение КИМ для проведения проверочной работы по биологии  — оценить качество подготовки по биологии обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
читать полностью: спецификация

Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий. В части 1 содержатся задания 1–8; в части 2 — задания 9–19.

Задания 2.1, 2.2, 3, 4.1, 5.1 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр, числа или слова (словосочетания), а задания 1.1, 1.2, 1.3, 4.2, 5.2, 6, 7, 8 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование).

Задания 9–16.1, 17 предполагают краткий ответ в виде слова (словосочетания) или числа / комбинации цифр, а задания 16.2, 18, 19 предполагают развернутый ответ (дать объяснение, описание или обоснование).

Задания проверяют сформированность системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем, а также умений применять биологические знания при решении практических задач.




ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВА­РИ­АН­ТА ВПР ПО БИО­ЛО­ГИИ

Всего за­да­ний — 19; из них по уров­ню слож­но­сти: Б — 17, П — 2
Мак­си­маль­ный балл за ра­бо­ту — 43 балла.
Общее время вы­пол­не­ния ра­бо­ты — 90 мин.

Уро­вень слож­но­сти за­да­ний: Б — ба­зо­вый, П — повышенный.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТА ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ПРОВЕРЯЕМЫМ УМЕНИЯМ И ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умением выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся определять на рисунке объекты живой природы (вирусы, растения, животные). Вторая часть проверяет умения сравнивать объекты, находить их сходство и различия. Третья часть контролирует умения выявлять и характеризовать существенные признаки объекта.

Задание 2 проверяет умение определять процесс по описанию биологического явления и значение данного процесса в жизни живого организма.

Задание 3 проверяет сформированность знаний о биологических методах и оборудовании, необходимых для биологических исследований в конкретных условиях.

Задание 4 в первой части проверяет умение работать с рисунком, знание характеристик природных сообществ и умение устанавливать взаимосвязи приспособленности организмов к среде обитания. Вторая часть задания направлена на проверку умения делать выводы на основании проведенного анализа.

Задание 5 в первой части проверяет умение анализировать текст биологического содержания на предмет выявления в нем необходимой информации. Вторая часть задания проверяет умения описывать изображенный объект и сравнивать его с другими.

Задание 7 проверяет понимание обучающимися схематического изображения правил природопользования и техники безопасности при работе в биологической лаборатории и способность объяснить необходимость соблюдения этих правил.

При выполнении задания 8 обучающиеся анализируют профессии, связанные с применением биологических знаний.

Задание 9 проверяет понимание особенностей флоры и фауны природных сообществ.

Задание 10 проверяет умение применять методы биологии при выполнении практических и лабораторных работ, знание оборудования и способов проведения биологических исследований.

Задание 11 проверяет знание строения живых организмов, а также их ключевых органов и частей, умение работать с рисунком и таблицей.

Задание 12 проверяет умения определять систематическое положение животных и растений, выделять признаки таксонов, используя методы биологии.

Задание 13 проверяет знание свойств живых организмов, важнейших биологических процессов и явлений, а также умение работать с графическим изображением, схемой.

Задание 14 контролирует знание биологических методов и оборудования, необходимого для биологических исследований в конкретных условиях.

Задание 15 проверяет знание устройства оптических приборов и умение ими пользоваться.

Задание 16 контролирует знание строения и функций органоидов клетки, умение работать с рисунком, определение ключевых процессов жизнедеятельности организмов.

Задание 17 проверяет умение устанавливать взаимосвязи в природных сообществах, знание компонентов природных сообществ.

Задание 18 проверяет знания об особенностях сред обитания и приспособлениях организмов.

Задание 19 контролирует знание роли живых организмов в природе и в жизни человека, умение применять биологические термины и понятия.


№ задания
Проверяемый элемент содержания
Проверяемые требования (умения)
Уровень сложности
Максимальный балл за выполнение задания
1
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа —единое целое Характеризовать биологию как науку о живой природе, называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы
Б
5
2
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое Иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение. Применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте
Б
2
3
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения) Применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами; описывать биологические объекты, процессы и явления; проводить измерение биологических объектов с различными способами измерения и сравнения живых объектов)
Б
2
4
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.) Приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах. Выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ
Б
2
5
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах Раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземновоздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания. Проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов
Б
5
6
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные Различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям: природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные
Б
2
7
Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности Аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека, анализировать глобальные экологические проблемы
Б
2
8
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека Перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; знать профессии, связанные с биологией
Б
2
9
Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.) Различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям: различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные
Б
1
10
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии Выполнять практические работы и лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов). Применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами; описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов чисел
Б
1
11
Клетки, ткани, органы, системы органов. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии Проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов; характеризовать организмы как тела живой природы; перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов. Применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами; описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов
Б
2
12
Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды Проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану. Применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами; описывать биологические объекты, процессы и явления; владеть приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов
Б
3
13
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое Иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение
Б
1
14
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро Выполнять практические работы и лабораторные работы. Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности с различными способами измерения и сравнения живых объектов
П
2
15
Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами Владеть приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов. Выполнять практические работы и лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов)
Б
3
16
Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро Выполнять практические работы и лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов). Проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов; характеризовать организмы как тела живой природы; перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов с различными способами измерения и сравнения живых объектов). Применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте
П
3
17
Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.) Устанавливать взаимосвязи организмов в сообществах
Б
1
18
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе Приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания; раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), об условиях среды обитания
Б
2
19
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека Применять биологические термины и понятия (в том числе: среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте. Раскрывать роль биологии в практической деятельности человека
Б
2


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ

Задания 2.1, 2.2, 4.1 считаются выполненными верно, если правильно указано слово или словосочетание, и оцениваются 1 баллом.

Задания 3, 5.1 считаются выполненными верно, если правильно указаны обе цифры, и оцениваются максимально 2 баллами; если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки — 0 баллов.

Задания 13, 15.1, 15.2 считаются выполненными верно, если правильно указано слово или словосочетание, и оцениваются 1 баллом.

Задания 9, 10, 12.2, 15.3, 17 считаются выполненными верно, если верно указано число, и оцениваются 1 баллом.

Задания 11, 12.1, 14 и 16.1 оцениваются 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две ошибки и более — 0 баллов.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»
Общий балл0–1213–2425–3536–43


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Дополнительные материалы и оборудование не требуются.