биология–5
сайты - меню - вход - новости




Каталог заданий. 2. Сравнение биологических объектов
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 8.2 № 371

Прочитайте текст и сравните описание моркови и редиса. В ответе укажите два различия этих растений.

 

Морковь — один из древнейших двулетников, который возделывают 4000 лет‚ сначала как лекарственное, а затем как пищевое и кормовое растение. В диком виде растение встречается в Европе, Азии, Северной Африки. Для получения раннего урожая морковь сеют с середины апреля до начала мая. Мясистые, ярко окрашенные корнеплоды являются ценным пищевым продуктом.

 

Редис — одно из самых популярных однолетних овощных растений открытого и закрытого грунта. Сеют семена редиса сразу в почву. В пищу употребляют как корнеплоды (в основном в салатах и окрошках), так и листву (в салатах, окрошках‚ супах). Редис ценится как ранний овощ в средней и западной России.

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 2.

8


2
Задание 8.2 № 374

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Лисица обыкновенная — хищное животное, массой до 10 кг, широко распространённое на территории Европы, Азии, Северной Америки. (2)Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисы редко живут более семи лет, часто продолжительность их жизни не превышает трёх лет.

 

Сделайте описание волка серого по следующему плану.

 

А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче

Б) Покров тела

В) Чем волк питается? (Приведите не менее двух примеров)

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Демонстрационная версия.

3
Задание 8.2 № 375

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды.

 

Сделайте описание Сосны обыкновенной по следующему плану.

 

А) В сравнении с мхом: древесное/травянистое растение.

Б) Чем представлены листья сосны?

В) Как происходит размножение сосны? (Приведите не менее двух характеристик).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 1.

7


4
Задание 8.2 № 376

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Внешне амёба протей напоминает маленький студенистый комочек. (2) Передвигаясь, амёба медленно как бы перетекает по дну. (3) Самостоятельный одноклеточный организм амёбы состоит из цитоплазмы, покрытой клеточной мембраной. (4) Амёба дышит растворённым в воде кислородом, который проникает внутрь через всю поверхность тела. (5) В теле амёбы можно различить ядро, пищеварительные и сократительную вакуоли. (6) Размножается амёба бесполым путём.

 

Дайте описание Инфузории-туфельки по следующему плану.

 

 

А) В сравнении с амёбой: постоянная/непостоянная форма тела.

Б) Чем покрыто тело инфузории?

В) Где обитают инфузории? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 3.

9


5
Задание 8.2 № 377

Прочитайте текст, рассмотрите рисунки и выполните задание.

 

 

(1) Обыкновенная сипуха — среднего размера птица, со стройным телосложением и длинными ногами, с мягким и пушистым оперением, с цепкими когтями и острым загнутым клювом. (2) Она охотно селится в амбарах, на чердаках, в голубятнях. (3) Обыкновенная сипуха является космополитом, живущим на всех континентах мира. (4) При обилии грызунов, являющихся её основным кормом, имеет до трёх циклов размножения в год. (5) Охотится также на летучих мышей, воробьёв, земноводных и насекомых. (6) В выкармливании птенцов принимают участие оба родителя. (7) После вылета молодняк разлетается по окрестностям.

 

Сделайте описание малого пёстрого дятла по следующему плану.

 

А) В сравнении с обыкновенной сипухой: крупнее/мельче.

Б) Покров тела.

В) Чем питается дятел? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 4.

10


6
Задание 8.2 № 378

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Коза — одно из первых животных, которых приручил человек. (2) Коза мельче овцы и во взрослом состоянии весит около 35 кг. (3) Тело покрыто прямой и густой шерстью, у ангорских коз шерсть длинная и шелковистая. (4) Цвет шерсти бывает от чисто белой до тёмно-бурой, чёрной и пёстрой. (5) На протяжении многих веков из козьей шерсти изготавливают ткани. (6) Коза — нетребовательное животное, довольствуется очень скудными пастбищами, её легко содержать.

 

Сделайте описание коровы по следующему плану.

 

А) В сравнении с козой: крупнее/мельче.

Б) Чем выкармливает своих детёнышей?

В) Чем питается взрослое животное? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 5.

11


7
Задание 8.2 № 379

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) В одно прекрасное мартовское утро Ваше внимание привлечет звонкая песня — это ночью вернулись со своих зимовок самцы певчих дроздов. (2) Поют они, сидя на высоких ветвях ещё по-мартовски голых деревьев. (З) Спустя несколько дней прилетают самки. (4) Уже в середине апреля на деревьях, в кустах, на балках под крышей сарая можно найти гнездо дрозда, свитое из сухих стебельков. (5) Певчие дрозды кормятся дождевыми червями, улитками, гусеницами, а также ягодами. (6) В конце сентября — начале октября практически все дрозды покидают Северную и Центральную Европу, улетая на юг.

 

Сделайте описание городской ласточки по следующему плану.

 

 

А) В сравнении с певчим дроздом: крупнее/мельче.

Б) Покров тела.

В) Где строят свои гнёзда? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 6.

12


8
Задание 8.2 № 380

Прочитайте и сравните описание козы и коровы. В ответе укажите две черты различия этих животных.

 

Корова — жвачное животное, разводится человеком для получения мяса, молока, кожи. Самцы вида называются быками, а молодняк — телятами. Различают мясные, мясо-молочные и молочные породы коров. Предком домашних коров был дикий бык, в частности, его вымерший в дикой природе подвид — тур. Одомашнивание коров началось во времена каменного века — вслед за одомашниванием коз, овец и свиней.

 

Коза — одно из первых домашних животных. Предком домашней козы был дикий безоаровый козёл, до сегодняшнего дня встречающийся от греческих островов в Эгейском море до Средней Азии. Коза — нетребовательное животное, довольствуется часто очень скудными пастбищами. Основная продукция, получаемая от коз — мясо, молоко, мех, шерсть и кожа.

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 7.

13


9
Задание 8.2 № 389

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Крот — маленький, одетый в чёрную шубку зверёк, ведущий подземный образ жизни. (2) Продолговатое крепкое тело, маленькие передние конечности мощнее задних ног, широкие, как лопатки. (3) Глаза крохотные и ничего не видят, они прикрыты плёнкой, обоняние и осязание развито очень хорошо. (4) Зимой не впадают в спячку, а передвигаются в глубоких, незамерзающих пластах почвы. (5) Питаются эти животные дождевыми червями, насекомыми и их личинками, пауками. (6) Потомство кроты приносят весной, самка выкладывает гнездо мхом, травинками и листьями. (7) Беременность самки длится 40 дней. В помёте 3—7 слепых и голых детёнышей, молоком матери кормятся три недели. (8) Уже через два месяца они покидают дом в поисках своего никем не занятого места и начинают самостоятельную жизнь.

 

Сделайте описание ежа обыкновенного по следующему плану.

 

А) В сравнении с кротом: крупнее/мельче.

Б) Покров тела.

В) Чем ёж питается? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 8.

16


10
Задание 8.2 № 394

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) У Северного полюса льды не тают круглый год, но такие животные, как моржи, тюлени и белые медведи приспособились к жизни в этих суровых условиях. (2) Моржей и тюленей защищает толстый слой жира. (3) У белого медведя есть ещё и густой бесцветный мех, который покрывает его чёрную кожу. (4) Лапы белого медведя широкие и длинные, пальцы соединяются толстой плавательной перепонкой. (5) Заканчиваются пальцы небольшими, но толстыми, кривыми и острыми когтями. (6) Это помогает взбираться по скользким льдинам, удобно при ходьбе по снегу, а также при плавании.

Сделайте описание Бурого медведя по следующему плану.

 

 

А) В сравнении с Белым медведем — шерсть, пигмент: имеет/не имеет.

Б) Пальцы плавательными перепонками: соединяются/не соединяются.

В) По характеру питания: всеядный/хищник.

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 9.

17


11
Задание 8.2 № 397

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) В Юго-Восточной Азии растёт удивительное растение — рис, которое ещё называют «сыном воды и солнца». (2) Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой. (3) Рассаду высаживают прямо в воду. (4) Пропалывают это растение и собирают урожай часто с небольших лодок. (5) Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад. (6) Из семян риса производят муку, крупу, крахмал; из соломы — бумагу, картон, плетёные изделия.

 

Сделайте описание местного вида Северного полушария, Австралии и Новой Зеландии — мятлика лугового — по следующему плану.

 

А) В сравнении с рисом: теплолюбивое/холодоустойчивое.

Б) Природная зона.

В) Какие приспособления имеет к условиям среды? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 10.

18


12
Задание 8.2 № 402

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Бобры имеют мощные резцы и могут перегрызать стволы деревьев диаметром до 60 см и более. (2)Длина тела около метра, масса 20—30 кг. (3) Бобры отлично ныряют и плавают, могут оставаться под водой до пяти минут; под водой передвигаются при помощи задних лап, снабжённых перепонками. (4) Детёныши у бобров рождаются зрячими и с прорезавшимися резцами. (5) Бобры — очень чистоплотные животные, прежде чем отправиться за пищей, они выходят на берег, садятся на задние лапы, опираясь на хвост, тщательно расчёсывают шерсть на боках, брюхе и голове. (6) У животных имеются особые железы, выделяющие жировое вещество с запахом мускуса — «бобровую струю».

 

 

8.2. Сделайте описание лесной куницы по следующему плану.

 

А) В сравнении с бобром: крупнее/мельче.

Б) Среда обитания

В) Чем питается лесная куница? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: ВПР по биологии 5 класс 2017 год. Кириленко. Вариант 1.

31


13
Задание 8.2 № 405

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Росянка — многолетнее растение высотой не более 10— 15 см с округлыми листьями на длинных черешках. (2) Растёт по всей России, кроме юга. (3) Росянка произрастает в условиях обеднённых почв; переваривая насекомых, получает соединения азота, которых нет на болоте. (4) Летом из центра розетки поднимается тонкий стебелёк с мелкими белыми цветками. (5) Лист росянки покрыт волосками, из которых выделяется густая липкая жидкость, привлекающая насекомых. (6) Насекомое, севшее на лист росянки, прилипает к нему, края листа медленно завёртываются и обволакивают жертву — пойманное насекомое постепенно переваривается.

 

Сделайте описание пузырчатки по следующему плану.

 

 

А) В сравнении с росянкой: крупнее/мельче.

Б) Среда обитания

В) Чем представлен ловчий аппарат растения?

Источник: ВПР по биологии 5 класс 2017 год. Кириленко. Вариант 2.

47


14
Задание 8.2 № 408

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Киви населяет густые сырые леса Новой Зеландии. (2) Высота 55 см, масса до 3,5 кг. (3) Крылья практически отсутствуют, их остатки скрыты в волосовидном оперении. (4) Ноги короткие и широко расставлены, так что киви передвигается как заводная игрушка. (5) Клюв длинный, ноздри смещены к концу; питаются киви в основном земляными червями, находя добычу с помощью обоняния. (6) Самка обычно откладывает одно огромное (до 500 г) яйцо в плоское гнездо; насиживает яйцо самец.

 

Сделайте описание страуса последующему плану

 

 

А) В сравнении с киви: крупнее/мельче.

Б) Сходство киви и страуса заключается в том, что

В) На каких континентах обитают страусы?

Источник: ВПР по биологии 5 класс 2017 год. Кириленко. Вариант 3.

49


15
Задание 8.2 № 411

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Основные места обитания дрофы — степи, разнотравные луга и озимые поля. (2) Средняя масса взрослых птиц 16 кг, иногда даже 25 кг. (3) Окраска оперения рыжая с чёрными крапинами, снизу белая. (4) Гнёзда дрофы устраивают на озимых полях прямо на земле. (5) Походка у птицы неторопливая, размеренная. (6) Некоторые птицы зимуют в Закавказье, но большинство на зиму улетает за пределы России

 

Сделайте описание большой белой цапли по следующему плану.

 

А) В сравнении с дрофой: крупнее/мельче.

Б) Сходство дрофы и большой белой цапли заключается в том, что они

В) Где обитает и чем питается большая белая цапля? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: ВПР по биологии 5 класс 2017 год. Кириленко. Вариант 4.

50


16
Задание 8.2 № 414

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Подсолнечник — однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. (2) «Цветок солнца» — под таким названием подсолнечник, привезённый из Мексики, появился в Европе в XVI веке как декоративная культура. (3) На верхушке стебля развивается огромное соцветие — корзинка; плод — семянка. (4) Из плодов подсолнечника выжимают растительное масло; из тёртых семян изготавливают халву. (5) Стебли и листья растения используют для приготовления силоса (корма для сельскохозяйственных животных). (6) Из подсолнечника также делают бумагу, мыло, лаки и лакокрасочные материалы.

 

Сделайте описание пшеницы по следующему плану.

 

А) В сравнении с подсолнечником: крупнее/мельче.

Б) Возделывают озимые и яровые сорта пшеницы. Каковы особенности озимых сортов пшеницы (время посева, созревание и урожайность)?

В) Какие крупы получают из пшеницы? Приведите не менее двух примеров.

Источник: ВПР по биологии 5 класс 2017 год. Кириленко. Вариант 5.

51


17
Задание 8.2 № 417

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Пшеница — однолетнее травянистое растение высотой 30—150 см. (2) Цветки пшеницы мелкие, невзрачные, ветроопыляемые. (3) Соцветие пшеницы — сложный колос. (4) Ceмена пшеницы прорастают при температуре +3 C. (5) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляла 216,6 млн га; это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,2 млн га, на третьем рис — 163,5 млн га). (6) Получаемая из зёрен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

 

Сделайте описание ландыша майского по следующему плану.

 

А) В сравнении с пшеницей: однолетнее/многолетнее.

Б) Каковы особенности цветков ландыша?

В) Как человек использует ландыш майский?(Приведите не менее двух примеров).

Источник: ВПР по биологии 5 класс 2017 год. Кириленко. Вариант 6.

54


18
Задание 8.2 № 420

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Верблюды относятся к отряду парнокопытных. (2)Это крупные животные, приспособленные для жизни в засушливых регионах мира — пустынях, полупустынях и степях. (3)Масса взрослого верблюда 500—800 кг, высота в холке — до 210 см. (4)Самка вынашивает одного детёныша. (5) Выкармливается детёныш молоком. (6)Изображение верблюда присутствует на некоторых гербах и флагах городов и регионов.

 

Сделайте описание косули по следующему плану.

 

А) В сравнении с верблюдом: крупнее/мельче.

Б) Среда обитания

В) Чем питается косуля? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 1.

55


19
Задание 8.2 № 425

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Домашний гусь — одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. (2)Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. (3)Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. (4) Приручен в глубокой древности. (5)Гусей разводят ради мяса, жира, перьев и печени. (6)Домашние гуси несут в год 15—30 яиц, из которых под гусыню в домашних условиях подкладывают 10—14 яиц; через 28—30 дней вылупляются птенцы.

 

Сделайте описание голубя последующему плану.

 

 

А) В сравнении с гусем: крупнее/мельче.

Б) Цвет покровов тела

В) Чем голубь питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 2.

56


20
Задание 8.2 № 428

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Покров речного рака твёрдый, хитиновый, служит наружным скелетом. (2)Дышит речной рак жабрами. (3)Спереди на головном отделе на подвижных стебельках сидят выпуклые сложные глаза. (4)Клешни речной рак использует для защиты и нападения. (5) Брюшко рака состоит из семи члеников, имеет пять пар двуветвистых конечностей, которые служат для плавания. (6) Шестая пара брюшных ног вместе с седьмым брюшным сегментом образует хвостовой плавник.

 

Сделайте описание шмеля по следующему плану.

 

 

А) В сравнении с раком: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем отличается образ жизни? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 3.

57


21
Задание 8.2 № 431

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Бурый медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных наземных хищников. (2)Облик бурого медведя типичен для представителя семейства медвежьих: тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. (3)Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8—10 см; медведи пятипалые, стопоходящие. (4)Окраска бурого медведя очень изменчива, линька у бурых медведей происходит один раз в год — начинается весной и до осени, кончаясь к периоду залегания в берлогу. (5)Сезонная цикличность жизни ярко выражена. (6)К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу.

 

Сделайте описание белого медведя по следующему плану.

 

А) В сравнении с бурым медведем: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем белый медведь питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 4.

58


22
Задание 8.2 № 434

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Заяц-русак относится к крупным зайцам: длина тела 57—68 см; масса 4—6 кг, редко — до 7 кг. (2) Шерсть русака блестящая, шелковистая, заметно извитая. (3)Летняя окраска бывает охристо-серая, бурая, коричневая, охристо-рыжая или оливковобурая, разных оттенков. (4)Бока окрашены светлее спины; живот белый, без ряби. (5)Задние конечности длинные, но лапы короткие и узкие, поскольку русак обитает в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый. (6)Зимний мех немногим светлее летнего; голова, кончики ушей и передняя часть спины и зимой остаются тёмными.

 

Сделайте описание зайца-беляка последующему плану.

 

А) В сравнении с зайцем-русаком: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Какие приспособления у зайца к жизни в снегу? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 5.

59


23
Задание 8.2 № 435

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Тело у осьминогов короткое, мягкое, сзади овальное. (2)Ротовое отверстие расположено в месте, где сходятся его щупальца. (3)Голова несёт восемь длинных щупалец — «рук». (4) «Руки» соединены между собой тонкой перепонкой и имеют от одного до трёх рядов присосок. (5)У осьминогов есть необычная способность — благодаря отсутствию костей они могут менять форму. (6)Также они могут свободно проходить в отверстия диаметром 6 сантиметров и пребывать в ограниченном пространстве, составляющем 1/4 от объема тела.

 

Сделайте описание гигантского кальмара по следующему плану.

 

А) В сравнении с осьминогом: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Что говорит о способности кальмара быстро плавать? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 6.

60


24
Задание 8.2 № 436

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Белка обыкновенная — это мелкий зверёк типично беличьего облика, с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом с «расчёсом». (2)Голова округлая, с большими чёрными глазами; уши длинные, с кисточками. (3)Волосы по бокам хвоста достигают длины в 3—6 см, отчего хвост имеет уплощённую форму. (4)Окраска белки меняется сезонно. (5)Летом в ней преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона. (6)Зимой — серые и чёрные, иногда с коричневым оттенком.

 

Сделайте описание полёвки рыжей по следующему плану.

 

А) В сравнении с белкой: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем полёвка питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 7.

61


25
Задание 8.2 № 437

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Лягушка-бык — один из самых крупных видов в семействе настоящие лягушки. (2)Спина окрашена в оливково-бурый цвет с тёмно-бурыми разводами. (3)Обитает в пресных водоёмах центра и юго-востока Северной Америки, как в субтропических регионах дельты Миссисипи, так и в более северных канадских областях с суровыми, морозными зимами. (4)В рацион входят беспозвоночные, мальки и мелкие рыбки, лягушки, небольшие млекопитающие. (5)Для привлечения самок самцы издают очень громкие позывные звуки, напоминающие мычание. (6)Развитие головастиков занимает около 2 лет.

 

Сделайте описание зелёной лягушки по следующему плану.

 

А) В сравнении с лягушкой-быком: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем зелёная лягушка питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 8.

62


26
Задание 8.2 № 438

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для их способа передвижения. (2)В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. (3)Грудная мускулатура развита и составляет иногда до 30% массы тела, что в несколько раз превышает мускулатуру самых мощных летающих птиц. (4)Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки — находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. (5)Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги. (6)Второе явное отличие пингвинов от других птиц — плотность костей; у пингвинов они похожи на кости млекопитающих (дельфинов и тюленей) и не содержат внутренних полостей.

 

Сделайте описание страуса по следующему плану.

 

А) В сравнении с пингвином: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Где страус живёт и как передвигается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 9.

63


27
Задание 8.2 № 439

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Крот европейский имеет крохотные глаза, с булавочную головку. (2)Наружного уха нет. (3)Мех бархатистый, растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону. (4)Окрас меха матово-чёрный, нижняя часть тела несколько светлее. (5)Волосы хвоста выполняют осязательную функцию, благодаря им крот может передвигаться в своих туннелях задом наперёд. (6)Передние лапы кротов — настоящие лопаты; они вывернуты ладонями наружу так, чтобы было удобнее рыть перед собой землю и отбрасывать её назад.

 

Сделайте описание ежа по следующему плану.

 

А) В сравнении с кротом: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем ёж питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 10.

64


28
Задание 8.2 № 440

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Обыкновенный ёж — животное небольших размеров, длиной 20—33 см и массой тела 800 г. (2)Морда у животного вытянутая, уши относительно небольшие, тело сверху и с боков покрыто видоизменённой шерстью — иглами. (3)Растут иглы с такой же скоростью, как и волосы, между иглами располагаются тонкие, длинные, очень редкие волосы. (4)Еж обыкновенный активен в ночное время суток, а день проводит в гнезде или других укрытиях. (5)У ежей чаще всего рождается 4 детёныша, которых ежиха кормит молоком около одного месяца. (6).Взрослые ежи питаются насекомыми, слизнями, гусеницами, иногда дождевыми червями, лягушками, жабами, змеями и мышами.

 

Сделайте описание крота обыкновенного последующему плану:

 

А) В сравнении с ежом: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 11.

65


29
Задание 8.2 № 441

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Белка обыкновенная обитает в лесах на всей территории России. (2)Это мелкий зверёк с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом с «расчёсом», уши у белки длинные, с кисточками, особенно выраженными в зимний период. (3)На зиму белка делает небольшие запасы желудей, орехов, шишек, натаскивая их в дупла или зарывая среди корней, а также сушит грибы, развешивая их на ветках. (4)Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый, летний — более жёсткий, редкий и короткий. (5)Новорождённые бельчата голые и слепые, массой около 8 грамм, прозревают только на 30—32-й день. (6)Самки выкармливают своих детёнышей молоком полтора месяца, до тех пор, пока они не перейдут на пищу, которой питаются взрослые особи.

 

Сделайте описание зайца-беляка последующему плану:

 

А) В сравнении с белкой: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 12.

66


30
Задание 8.2 № 444

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Сова ушастая — это хищное ночное животное. (2)В зависимости от местообитания у неё может быть пёстрая окраска оперения, маскирующая сову под окружающую местность. (3)На голове совы находятся пучки перьев, клюв хищный, загнутый и короткий, хвост закруглённый и обрезанный. (4)Когти совы острые, они помогают ей быстро хватать жертву и удерживать её. (5)Рыхлое оперение сов обеспечивает им бесшумный полёт. (6)Слух у совы очень острый, она находит добычу по шороху из-под толстого слоя снега, едва добыча выдаёт себя шорохом или звуком, и молниеносно бросается на неё.

 

Сделайте описание воробья домового последующему плану.

 

А) В сравнении с совой: крупнее/мельче растение.

Б) Оперение тела и клюв:

В) Чем питается взрослый воробей домовый? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 13.

67


31
Задание 8.2 № 458

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1) Насекомые — это самая большая по численности группа животных, их более 1 млн. видов. (2) Самая разнообразная группа насекомых — жуки. (3) Майский жук — членистоногое, которое имеет шесть ног и органы воздушного дыхания — трахеи. (4) Тело жука состоит из трёх отделов: головы, на которой расположена одна пара усиков, груди и брюшка. (5) Тело жука, как и других членистоногих, покрыто хитиновым панцирем, который выполняет функцию наружного скелета. (6) У майского жука есть прочные и жёсткие надкрылья — передние крылья, закрывающие тонкие перепончатые задние крылья и большую часть брюшка.

 

Сделайте описание широкопалого речного рака по следующему плану

 

А) В сравнении с майским жуком: наличие/отсутствие крыльев

 

Б) Количество холодильных ног

 

В) Органы дыхания

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 14.

77


32
Задание 8.2 № 477

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1)Сибирский бурундук — зверёк немного мельче белки, с пушистым рыжевато-серым мехом и пятью чёрными полосами вдоль спинки. (2)Уши у него небольшие, без кисточек, хорошо развиты защёчные мешки, которые открываются в уголках рта. (3)В них бурудук складывает кедровые орешки, семена и зёрна, которые затем выложит в кладовой камере своей норы. (4)Весной у самки появляются 4—5 голых слепых детёнышей, которых она кормит молоком, согревает и защищает от врагов. (5) К осени молодые бурундуки становятся самостоятельными, каждый строит себе нору и делает запасы на зиму. (6)Бурундуки играют большую роль в лесном хозяйстве, способствуя распространению многих лесных растений.

 

Сделайте описание белки обыкновенной последующему плану.

 

А) В сравнении с бурундуком белка обыкновенная: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем питается белка? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 19.

79


33
Задание 8.2 № 490

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Лось — одно из самых крупных лесных животных нашей страны, длиной тела около трёх и высотой до двух с половиной метров. (2) Шерсть на туловище грубая, буровато-чёрная, ноги светло-серые, почти белые. (3)Голова у лося большая горбоносая, уши подвижные, хорошо развиты слух и обоняние, зрение слабое. (4)У самцов огромные лопатообразные рога размером больше полутора метров в размахе, которые он зимой сбрасывает, самки безрогие. (5)Новорождённые лосята с первых дней хорошо стоят на ногах, питаются молоком и нежной травой. (6).Взрослые лоси летом питаются молодыми побегами и сочными растениями, а зимой — корой веток ивы, осины, рябины и берёзы.

 

Сделайте описание кабана (или дикой свиньи) по следующему плану.

А) В сравнении с лосем: крупнее/мельче?

Б) Покров тела:

В) Чем питается кабан? (Приведите не менее двух примеров.)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 18.

80


34
Задание 8.2 № 503

Прочитайте текст и выполните задание.

 

(1)Рысь — крупная кошка, имеющая длину тела 82—105 см, с коротким, словно обрубленным хвостом, мохнатыми лапами, пышными «бакенбардами» и кисточками на ушах. (2)Мех у рыси густой, палево-серый или рыжеватый, спина, бока и ноги покрыты тёмными пятнами. (3)Пищей ей служат мыши, зайцы, лисицы, олени, как и большинство кошек, рысь подкарауливает свою добычу из засады. (4)Весной или в начале лета самка производит на свет от 2 до 5 котят в логове из бурелома под корнями поваленных деревьев. (5)Детёныши питаются молоком матери 2—3 месяца и остаются при ней около года. (6) Подросшие рысята ходят на охоту вместе с родителями, а затем переходят на самостоятельное существование и живут в одиночку.

 

Сделайте описание амурского тигра по следующему плану.

 

А) В сравнении с рысью: крупнее/мельче

Б) Покров тела:

В) Чем питается тигр? (Приведите не менее двух примеров).

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 17.

103


35
Задание 8.2 № 524

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1) Серая ворона — одна из самых распространенных обитателей нашей страны. (2) Окраска её тела двухцветная: голова, горло, крылья и хвост чёрные, а остальное оперение серое. (3) Оба родителя строят гнездо высоко на дереве из сучьев и прутиков, а внутреннюю его часть выстилают шерстью. (4) В кладке 4-6 яиц, которые ворона насиживает примерно около трёх недель, а потом оба родителя кормят птенцов насекомыми, яйцами мелких птиц и мышами. (5) Серая ворона всеядна: весной она охотится на мышевидных грызунов, летом и осенью она кормится не только животной, но и растительной пищей. (6) В зимний период основу её рациона составляют пищевые отходы человека и падаль.

 

Сделайте описание городской ласточки по следующему плану.

А) В сравнении с серой вороной городская ласточка: крупнее/мельче

Б) Окраска оперения тела

В) Чем питается ласточка? (Приведите не менее двух примеров)

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 20.

118


36
Задание 8.2 № 537

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

Сделайте описание шиповника обыкновенного по следующему плану.

А) В сравнении с сосной обыкновенной: наличие/отсутствие цветов и плодов

Б) Где развиваются семена?

В) Жизненная форма

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 15.

121


37
Задание 8.2 № 550

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.

Сделайте описание белой кувшинки по следующему плану.

А) В сравнении с водорослями: наличие/отсутствие органов растения

Б) Кувшинка относится к группе высших или низших растений?

В) Местообитание растения

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 16.

123


Пройти тестирование по этим заданиям