Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 4741
i

Катя и Саша вы­пол­ня­ют про­ект, по­свящённый рас­те­нию Зем­ля­ни­ка лес­ная, по сле­ду­ю­ще­му плану: ме­сто­оби­та­ние, внеш­ний вид рас­те­ния, стро­е­ние и функ­ции его ор­га­нов, зна­че­ние для че­ло­ве­ка и роль в при­род­ном со­об­ще­стве.

Рас­те­ния  — важ­ней­шая часть при­род­ных со­об­ществ. Они иг­ра­ют боль­шую роль в при­ро­де и в жизни че­ло­ве­ка. При­ве­ди­те при­ме­ры двух рас­те­ний Ва­ше­го ре­ги­о­на, для каж­до­го из этих рас­те­ний опи­ши­те его зна­чи­мость в жизни че­ло­ве­ка и для при­род­но­го со­об­ще­ства.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Ро­маш­ка ле­кар­ствен­ная  — ис­поль­зу­ет­ся в фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти для про­из­вод­ства ле­кар­ствен­ных сбо­ров.

2.  Сосна обык­но­вен­ная  — дре­ве­си­на ис­поль­зу­ет­ся в стро­и­тель­стве, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной и хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти.

3.  Ро­маш­ка ле­кар­ствен­ная  — про­ду­цент / фор­ми­ру­ет тра­вя­ни­стый ярус / слу­жит кор­мом ор­га­низ­мам.

4.  Сосна обык­но­вен­ная яв­ля­ет­ся про­ду­цен­том / фор­ми­ру­ет верх­ний дре­вес­ный ярус / яв­ля­ет­ся эко­ло­ги­че­ской нишей для мно­гих живых ор­га­низ­мов / корни спо­соб­ству­ют удер­жа­нию почвы.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та и ука­за­ния к оце­ни­ва­нию

(до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла)

Баллы
Пра­виль­ный ответ может со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1)  Ро­маш­ка ле­кар­ствен­ная  — ис­поль­зу­ет­ся в фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти для про­из­вод­ства ле­кар­ствен­ных сбо­ров.

2)  Сосна обык­но­вен­ная  — дре­ве­си­на ис­поль­зу­ет­ся в стро­и­тель­стве, цел­лю­лоз­но­бу­маж­ной и хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти.

3)  Ро­маш­ка ле­кар­ствен­ная  — про­ду­цент / фор­ми­ру­ет тра­вя­ни­стый ярус / слу­жит кор­мом ор­га­низ­мам.

4)  Сосна обык­но­вен­ная яв­ля­ет­ся про­ду­цен­том / фор­ми­ру­ет верх­ний дре­вес­ный ярус / яв­ля­ет­ся эко­ло­ги­че­ской нишей для мно­гих живых ор­га­низ­мов / корни спо­соб­ству­ют удер­жа­нию почвы.

Могут быть ука­за­ны дру­гие рас­те­ния, при­ве­де­ны дру­гие опи­са­ния зна­чи­мо­сти.

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны два любых рас­те­ния, ха­рак­тер­ные для кон­крет­но­го ре­ги­о­на. Также для каж­до­го рас­те­ния дол­жен быть ука­зан один кри­те­рий, опре­де­ля­ю­щий зна­чи­мость рас­те­ния в жизни че­ло­ве­ка, и один кри­те­рий, опре­де­ля­ю­щий зна­чи­мость рас­те­ния в при­род­ном со­об­ще­стве

Пра­виль­но при­ве­де­ны че­ты­ре эле­мен­та от­ве­та2
Пра­виль­но при­ве­де­ны два-три эле­мен­та от­ве­та 1
Пра­виль­но при­ведён один эле­мент от­ве­та / ответ не­пра­виль­ный 0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ВПР 2026 год по био­ло­гии 5 класс
Кодификатор Решу ВПР:
1
Тип 9 № 4727
i

Вы­бе­ри­те на­зва­ние со­об­ще­ства, в ко­то­ром оби­та­ет это рас­те­ние.

 

1)  бо­ло­то

2)  луг

3)  лес

4)  поле

 

За­пи­ши­те в поле от­ве­та номер вы­бран­но­го со­об­ще­ства.


2

Обыч­но при опи­са­нии рас­те­ния ука­зы­ва­ют его раз­мер. Как Вы ду­ма­е­те, какой из­ме­ри­тель­ный при­бор ре­бя­та взяли с собой для этой цели?

 

1)  весы

2)  ли­ней­ка (ру­лет­ка)

3)  тер­мо­метр

4)  лупа

 

За­пи­ши­те в поле от­ве­та номер вы­бран­но­го при­бо­ра.


3
Тип 11 № 4729
i

На ри­сун­ке бук­ва­ми обо­зна­че­ны ор­га­ны Зем­ля­ни­ки лес­ной.

За­пи­ши­те под каж­дой бук­вой в поле от­ве­та номер со­от­вет­ству­ю­ще­го ор­га­на из пред­став­лен­но­го ниже спис­ка.

 

1)  сте­бель

2)  лист

3)  ко­рень

4)  цве­ток

5)  плод

 



АБВГ

4
Тип 12.1 № 4730
i

Одним из за­да­ний про­ек­та Кати и Саши было со­зда­ние гер­бар­но­го об­раз­ца. Для дан­но­го рас­те­ния им не­об­хо­ди­мо

со­ста­вить «пас­порт», со­от­вет­ству­ю­щий по­ло­же­нию этого рас­те­ния в общей клас­си­фи­ка­ции ор­га­низ­мов.

По­мо­ги­те ре­бя­там за­пи­сать в таб­ли­цу цифры из пред­ло­жен­но­го спис­ка в такой по­сле­до­ва­тель­но­сти, чтобы по­лу­чил­ся «пас­порт» рас­те­ния, рас­по­ло­жен­но­го на гер­бар­ном листе.

Спи­сок слов (сло­во­со­че­та­ний):

 

1)  По­кры­то­се­мен­ные (Цвет­ко­вые)

2)  Зем­ля­ни­ка лес­ная

3)  Зем­ля­ни­ка

4)  Рас­те­ния

 

Но­ме­ра пра­виль­ных от­ве­тов за­не­си­те в поля таб­ли­цы.

 

Цар­ство Отдел Род Вид

5

Чтобы до­ка­зать, что рас­те­ние от­но­сит­ся к опре­делённым роду и виду, ре­бя­там не­об­хо­ди­мо при уве­ли­че­нии в 5 раз по­дроб­но рас­смот­реть цве­ток рас­те­ния. Каким при­бо­ром ре­бя­там надо вос­поль­зо­вать­ся?

За­пи­ши­те в поле от­ве­та номер вы­бран­но­го при­бо­ра.

 

1)  руч­ная лупа

2)  све­то­вой мик­ро­скоп

3)  циф­ро­вой мик­ро­скоп

4)  элек­трон­ный мик­ро­скоп


Аналоги к заданию № 4731: 5201 Все


6

В своём про­ек­те Катя и Саша хо­те­ли об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние на спо­соб­ность рас­те­ний син­те­зи­ро­вать ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских за счёт энер­гии света. Они изоб­ра­зи­ли этот про­цесс на схеме. На­пи­ши­те его на­зва­ние.


7

Для своей ра­бо­ты ре­бя­та ре­ши­ли при­го­то­вить пре­па­рат, на ко­то­ром были бы видны клет­ки листа. Каким ла­бо­ра­тор­ным обо­ру­до­ва­ни­ем они могут вос­поль­зо­вать­ся для этой цели?

За­пи­ши­те в поле от­ве­та но­ме­ра вы­бран­ных пред­ме­тов.


Аналоги к заданию № 4733: 5091 5119 5147 ... Все


8

Пре­жде чем при­сту­пать к ра­бо­те с мик­ро­ско­пом, надо изу­чить его устрой­ство. Как на­зы­ва­ет­ся де­таль мик­ро­ско­па, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке бук­вой А?


Аналоги к заданию № 3746: 4734 5260 Все


9
Тип 15.3 № 4736
i

Катя рас­смот­ре­ла пре­па­рат листа зем­ля­ни­ки под мик­ро­ско­пом, на ко­то­ром было ука­за­но:

— уве­ли­че­ние оку­ля­ра  — 10;

— уве­ли­че­ние объ­ек­ти­ва  — 40.

Какое общее уве­ли­че­ние даёт дан­ный мик­ро­скоп?


Аналоги к заданию № 1644: 4736 Все


10
Тип 16.1 № 4737
i

Ре­бя­та рас­смот­ре­ли клет­ку листа с по­мо­щью мик­ро­ско­па. На­пи­ши­те на­зва­ния струк­тур, ко­то­рые обо­зна­че­ны на ри­сун­ке бук­ва­ми А − В.

 

 

АБВ

Аналоги к заданию № 4737: 5179 5263 Все


11

На схеме при­ве­де­на вза­и­мо­связь не­ко­то­рых ком­по­нен­тов при­род­но­го со­об­ще­ства. Какое место в тро­фи­че­ской цепи со­об­ще­ства за­ни­ма­ет зем­ля­ни­ка? За­пи­ши­те в поле от­ве­та номер со­от­вет­ству­ю­ще­го звена.


12

Какую функ­цию вы­пол­ня­ет эта де­таль мик­ро­ско­па при ра­бо­те с ним?


Аналоги к заданию № 3747: 4744 5261 Все


13
Тип 16.2 № 4738
i

Какую функ­цию вы­пол­ня­ет струк­ту­ра, обо­зна­чен­ная на ри­сун­ке клет­ки бук­вой В?


14

Какие ре­сур­сы не­об­хо­ди­мы зем­ля­ни­ке для бла­го­при­ят­но­го су­ще­ство­ва­ния? За­пи­ши­те в поле от­ве­та на­зва­ния двух любых ре­сур­сов.