

Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
— увеличение окуляра — 10;
— увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Чтобы узнать увеличение микроскопа, необходимо умножить число, указанное на окуляре (10), на число, указанное на используемом объективе (40).
Вычислим: 10 · 40 = 400.
Ответ: 400.


Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная
3) Ромашки
4) Растения
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
| Царство | Отдел | Род | Вид |
Царство — 4) Растения;
Отдел — 1) Покрытосеменные (цветковые);
Род — 3) Ромашки;
Вид — 2) Ромашка аптечная.
Ответ: 4132.
У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.
Рост растения - увеличение размера за счет образования вегетативных органов, т. е. побегов и листьев. Дыхание - поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Размножение - процесс появления дочерних особей. Плодоношение - превращение цветка(генеративного органа) в плод.
Ответ: рост.
Рассмотрите изображения и выполните задания 1—5.
Опишите лист смородины, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
| 1) параллельное | 2) дуговидное | 3) пальчатое | 4) перисто-сетчатое |
В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
| Длина равна ширине или немного её превышает. | ||
| 1) широкояйцевидный | 2) округлый | 3) обратно-широкояйцевидный |
| Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | ||
| 4) яйцевидный | 5) овальный | 6) обратно-яйцевидный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Лист является черешковым, так как листовая пластинка соединена с длинной узкой стеблевидной частью, собственно самим черешком. Жилкование пальчатое, потому что жилки выходят из одной точки. Форма листа - широкояйцевидная, так как наиболее широкая нижняя часть листа примерно равна длине листа (напоминает яйцо).
Ответ: 131.
Чёрная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.
| A | Б |
Из ягод смородины обычно делают варенье. Они имеют приятный вкус и содержат полезные вещества. Для заваривания чая больше подходят листья благодаря их приятному аромату, например как листья липы и мяты.
Ответ: А — плоды, Б — листья и плоды.


Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
Цитоплазма — жидкое содержимое клетки, в котрое погружены органеллы клетки. В центре вакуоль, в левом вехнем углу ядро, по периферии клеточная стенка, по цитоплазме разбросаны другие некрупные оргенеллы (пр. хлоропласты, митохондрии, рибосомы).
Ответ: цитоплазма.
Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ______(А), а выделяет _______(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования — _______(В), расположенные в кожице.
Список слов:
1) вода
2) черешок
3) кислород
4) углекислый газ
5) устьица
6) оболочка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Процесс дыхания у растений происходит как и у всех других живых существ с поглощением кислорода и выделением углекислого газа. В отличие от фотосинтеза, где поглащается углекислый газ, а выделяется кислород. Не стоит путать эти два процесса. Для выделения продуктов дыхания в листе имеются устьица.
Ответ: 345.
Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Переведите микроскоп на большое увеличение.
2) Настройте на микроскопе свет.
3) Поставьте микроскоп перед собой.
4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.
5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.
6) Положите препарат на предметный столик.
Поставьте микроскоп перед собой → Настройте на микроскопе свет → Положите препарат на предметный столик → Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении → переведите микроскоп на большое увеличение → Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.
Во время игры дома твой младший братишка разбил нос. Установите последовательность действий при оказании первой помощи при носовом кровотечении.
1) После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.
2) Положите на нос холодную примочку, попросите дышать ртом
3) Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.
4) Сожмите рукой нос пониже переносицы (на 3 минуты).
5) Посадите пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.
Меры доврачебной помощи при носовом кровотечении:
5) Посадите пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд →3) Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути →2) Положите на нос холодную примочку, попросите дышать ртом→ 4) Сожмите рукой нос пониже переносицы (на 3 минуты) →1) После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.
Последним пунктом должно быть: сообщите родителям.
Рассмотрите изображение микроскопа. Что обозначено на рисунке буквой А?
Что регулирует эта часть микроскопа при работе с ним?
Зеркало в микроскопе, которое обычно располагается под предметным столиком, служит для подачи луча света под рассматриваемый предмет, т. е. улучшает освещенность предмета, что позволяет как следует увидеть рассматриваемый предмет.
Ответ: освещённость.
| Критерии оценивания | Баллы | |
|---|---|---|
| К1 | Определение профессии Принимается в качестве правильного ответа указание профессии, соответствующей изображению | 1 |
| Определена профессия | 1 | |
| Профессия не определена в явном виде / определена неправильно | 0 | |
| Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по критерию К1 выставлены 0 баллов, то по всем остальным позициям оценивания выставляется 0 баллов | ||
| К2 | Пояснение характера работы При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию | 1 |
| Правильно пояснено, какую работу выполняют представители данной профессии | 1 | |
| Пояснение о том, какую работу выполняют представители данной профессии, отсутствует ИЛИ Ответ неправильный | 0 | |
| Максимальный балл | 2 | |
Определите максимальную высоту (в метрах) растения на третий год жизни.
На работе можно пользоваться линейкой. Проводим вверх линию от точки 3-го года до пересечения с графиком, затем под прямым углом проводим линию влево и находим на пересечении с осью высоту 2,5 м.
Ответ: 2,5.
Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся?
Замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима).
| Критерии оценивания | Баллы |
|---|---|
| Правильно приведены четыре элемента ответа | 2 |
| Правильно приведены два–три элемента ответа | 1 |
| Правильно приведён один элемент ответа / ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Катя и Саша выполняют проект, посвящённый растению Земляника лесная, по следующему плану: местообитание, внешний вид растения, строение и функции его органов, значение для человека и роль в природном сообществе.
Катя рассмотрела препарат листа земляники под микроскопом, на котором было указано:
— увеличение окуляра — 10;
— увеличение объектива — 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Чтобы узнать увеличение микроскопа, необходимо перемножить увеличение объектива и окуляра.
40 · 10 = 400.
Ответ: 400.


Выберите название сообщества, в котором обитает это растение.
1) болото
2) луг
3) лес
4) поле
Запишите в поле ответа номер выбранного сообщества.
Земляника обитает в лесу.
Ответ: 3.


Обычно при описании растения указывают его размер. Как Вы думаете, какой измерительный прибор ребята взяли с собой для этой цели?
1) весы
2) линейка (рулетка)
3) термометр
4) лупа
Запишите в поле ответа номер выбранного прибора.
Для определения размера необходимо использовать линейку.
Ответ: 2.


На рисунке буквами обозначены органы Земляники лесной.
Запишите под каждой буквой в поле ответа номер соответствующего органа из представленного ниже списка.
1) стебель
2) лист
3) корень
4) цветок
5) плод
| А | Б | В | Г |
А. Цветок (4).
Б. Лист (2).
В. Плод (5).
Г. Корень (3).
Ответ: 4253.


Одним из заданий проекта Кати и Саши было создание гербарного образца. Для данного растения им необходимо
составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов.
Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, расположенного на гербарном листе.
Список слов (словосочетаний):
1) Покрытосеменные (Цветковые)
2) Земляника лесная
3) Земляника
4) Растения
Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.
| Царство | Отдел | Род | Вид |
4. Растения — Царство.
1. Покрытосеменные (Цветковые) — Отдел.
3. Земляника — Род.
2. Земляника лесная — Вид.
Ответ: 4132.
Чтобы доказать, что растение относится к определённым роду и виду, ребятам необходимо при увеличении в 5 раз подробно рассмотреть цветок растения. Каким прибором ребятам надо воспользоваться?
Запишите в поле ответа номер выбранного прибора.
1) ручная лупа
2) световой микроскоп
3) цифровой микроскоп
4) электронный микроскоп
Чтобы доказать, что растение относится к определённым роду и виду, ребятам необходимо использовать лупу.
Ответ: 1.
В своём проекте Катя и Саша хотели обратить особое внимание на способность растений синтезировать органические вещества из неорганических за счёт энергии света. Они изобразили этот процесс на схеме. Напишите его название.
На схеме растение при солнечном свете поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Эти процессы происходят в ходе фотосинтеза.
Ответ: фотосинтез.
Для своей работы ребята решили приготовить препарат, на котором были бы видны клетки листа. Каким лабораторным оборудованием они могут воспользоваться для этой цели?
Запишите в поле ответа номера выбранных предметов.
Чтобы приготовить препарат, необходимо воспользоваться пинцетом и препаровальной иглой, чтобы манипулировать объектом; предметным и покровным стеклом для того, чтобы на нём разместить объект.
Ответ: 234.
Прежде чем приступать к работе с микроскопом, надо изучить его устройство. Как называется деталь микроскопа, обозначенная на рисунке буквой А?
На рисунке буквой А обозначен окуляр.
Ответ: окуляр.


Ребята рассмотрели клетку листа с помощью микроскопа. Напишите названия структур, которые обозначены на рисунке буквами
| А | Б | В |
А. Клеточная мембрана.
Б. Ядро.
В. Цитоплазма.
Ответ: А — клеточная мембрана; Б — ядро; В — цитоплазма.
На схеме приведена взаимосвязь некоторых компонентов природного сообщества. Какое место в трофической цепи сообщества занимает земляника? Запишите в поле ответа номер соответствующего звена.
Земляника — продуцент. Продуценты — организмы, способные сами производить питательные вещества.
Ответ: 1.
Какую функцию выполняет эта деталь микроскопа при работе с ним?
Окуляр увеличивает изображение объекта.
Ответ: увеличение.
| Критерии оценивания | Баллы |
|---|---|
| Дан правильный ответ на вопрос | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 1 |


Какую функцию выполняет структура, обозначенная на рисунке клетки буквой В?
Цитоплазма объединяет все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|---|---|
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы: цитоплазма объединяет все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие | |
| Дан правильный ответ на вопрос | 1 |
| Ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 1 |


Какие ресурсы необходимы землянике для благоприятного существования? Запишите в поле ответа названия двух любых ресурсов.
Ресурсы необходимы землянике для благоприятного существования:
1) свет.
2) вода.
3) растворённые минеральные вещества.
4) пространство.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|---|---|
| В правильном ответе должны быть указаны любые два из четырёх перечисленных ниже ресурсов: 1) свет; 2) вода; 3) растворённые минеральные вещества; 4) пространство | |
| Правильно указаны любые два ресурса | 2 |
| Правильно указан только один ресурс | 1 |
| Ресурсы не указаны / указаны неправильно | 0 |
| Максимальный балл | 2 |


Растения — важнейшая часть природных сообществ. Они играют большую роль в природе и в жизни человека. Приведите примеры двух растений Вашего региона, для каждого из этих растений опишите его значимость в жизни человека и для природного сообщества.
1. Ромашка лекарственная — используется в фармацевтической промышленности для производства лекарственных сборов.
2. Сосна обыкновенная — древесина используется в строительстве, целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
3. Ромашка лекарственная — продуцент / формирует травянистый ярус / служит кормом организмам.
4. Сосна обыкновенная является продуцентом / формирует верхний древесный ярус / является экологической нишей для многих живых организмов / корни способствуют удержанию почвы.
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|---|---|
| Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) Ромашка лекарственная — используется в фармацевтической промышленности для производства лекарственных сборов. 2) Сосна обыкновенная — древесина используется в строительстве, целлюлознобумажной и химической промышленности. 3) Ромашка лекарственная — продуцент / формирует травянистый ярус / служит кормом организмам. 4) Сосна обыкновенная является продуцентом / формирует верхний древесный ярус / является экологической нишей для многих живых организмов / корни способствуют удержанию почвы. Могут быть указаны другие растения, приведены другие описания значимости. В ответе должны быть указаны два любых растения, характерные для конкретного региона. Также для каждого растения должен быть указан один критерий, определяющий значимость растения в жизни человека, и один критерий, определяющий значимость растения в природном сообществе | |
| Правильно приведены четыре элемента ответа | 2 |
| Правильно приведены два-три элемента ответа | 1 |
| Правильно приведён один элемент ответа / ответ неправильный | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Наверх